Правительство решило передать регионам управление особыми экономическими зонами

Как стало известно «Ведомостям», правительство готовит реформу особых экономических зон (ОЭЗ): полномочия по управлению ОЭЗ и средства на их развитие передадут в регионы, а управляющая компания, скорее всего, будет ликвидирована
27463691_news_bigpic

С 1 января 2015 г. все полномочия по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) и средства на строительство инфраструктуры для работы ОЭЗ будут переданы с федерального уровня регионам. Такое решение было принято в конце мая на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, рассказали«Ведомостям» два федеральных чиновника и подтвердил представитель Минэкономразвития. Финального решения еще нет, осторожен представитель Козака: дорожную карту Минэкономразвития будет утверждать правительство.

Это кардинальная реформа института ОЭЗ. До сих пор решение об открытии зоны принимало правительство. Оно же выделяло средства из федерального бюджета на строительство инфраструктуры для ОЭЗ. Управляет зонами через своих «дочек» и филиалы госкомпания ОАО «Особые экономические зоны»(ОАО «ОЭЗ»). Она проектирует и строит объекты инфраструктуры на бюджетные средства, объясняет Юлия Стефанишина из KPMG: как правило, доля федерального финансирования — около 70%.

С 2015 г. регионы будут самостоятельно управлять ОЭЗ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Вместо взноса в уставный капитал ОАО «ОЭЗ» федеральное правительство будет выдавать субсидии регионам на строительство инфраструктуры, отмечают они. При этом у федерального правительства останется право одобрять открытие новой зоны или накладывать вето.

Чтобы получить средства на ОЭЗ, региону придется представить в правительство целевые показатели работы зоны. Это будет создание высокотехнологичных рабочих мест, рост ВРП и добавленной стоимости, а не формальное число резидентов и загрузка зоны, как сейчас, объясняет представитель Минэкономразвития. По его словам, если в течение бюджетного периода (три года) цели не достигаются, то регион будет вынужден вернуть субсидию.

По новой схеме специальная госкомпания для управления зонами не нужна и она, скорее всего, будет ликвидирована, говорят два федеральных чиновника. Ежегодно ОАО «ОЭЗ» тратит в среднем около 6 млрд руб., на 2014 г. запланировано 10 млрд руб., рассказывает представитель компании. По данным Минэкономразвития, на 1 апреля 2014 г. на строительство инфраструктуры для ОЭЗ было потрачено 70,7 млрд руб. До 2020 г. потребуется еще 90 млрд, говорил в интервью «Ведомостям» экс-замминистра экономического развития Олег Савельев.

На переходный период контроль за депозитами «дочек» ОАО «ОЭЗ» будет усилен, и их активы ждет инвентаризация. Затем активы передадут регионам, а депозиты будут трансформированы в субсидии. Сейчас на депозитах около 30 млрд руб., знает федеральный чиновник. Обязательства перед инвесторами по предоставлению участков и инфраструктуры сохранятся и перейдут к регионам, заверяет представитель Минэкономразвития.

О ликвидации управляющей компании речь не идет, возражает представитель ОАО «ОЭЗ»: существует несколько вариантов преобразования. Минэкономразвития предлагает сделать из госкомпании проектный офис, который будет контролировать выполнение целевых показателей, рассказывает представитель ведомства.

«Дочки» федеральной госкомпании не всегда эффективно управляли конкретными зонами, считает председатель петербургского комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин:«Например, Санкт-Петербург все свои обязательства по развитию ОЭЗ выполняет в срок, а Федерация отстает». Из-за этого возникают дополнительные траты, отмечает он: например, управляющая компания не успела подвести внутреннюю инженерную инфраструктуру и теперь приходится тратиться на строительство временных сетей, чтобы выполнить условия соглашения с инвестором.

Нарушение сроков случается, признает представитель Минэкономразвития. Например, чиновники не могут договориться, кого выбрать подрядчиком и в какие сроки строить. Были случаи, когда управляющие компании строили за бюджетный счет гостиницы и конференц-залы для сдачи в аренду. Были и системные проблемы, говорит он: создание ОЭЗ зачастую было экономически не обосновано, ответственность не распределена, четких KPI не было.

Правительство решило пойти по самому простому пути — переложить ответственность на регионы, считает Мейксин. По-видимому, регионам придется выкупать у Федерации построенную инфраструктуру, а денег на это нет, предупреждает он. Реформа разумная, считает замгубернатора Калужской области Руслан Заливацкий: ответственность за принятие решений, в том числе и финансовая, будет лежать на региональных властях, которые заинтересованы в развитии ОЭЗ.

Ссылка на источник