Международная конференция по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос»

investROS

27 июня в Москве состоялась первая Международная конференция по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос», которая проводилась под патронатом Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Российской Федерации Нарышкине С.Е. и при содействии фонда «Петербургский международный экономический форум» и Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). В конференции приняли участие представители ОАО «Корпорация развития Кировской области».

Конференция «ИнвестРос» направлена на повышение инвестиционной активности в экономике РФ путем изменения законодательства.

Главным аспектом работы конференции является анализ правоприменительной практики и выработка рекомендаций по совершенствованию действующих норм и правил в целях стимулирования инвестиционного спроса и предложения в стране.

В конференции приняли участие руководители федеральных и региональных органов государственной власти, промышленных предприятий, банков и инвестиционных фондов, эксперты, представители финансовых институтов, институтов развития и СМИ.

Ключевые вопросы, рассмотренные на конференции:
• законы в области инвестиционной деятельности, их исполнение и необходимость улучшения.
• российское инвестиционное законодательство и мировой опыт.
• совершенствование кредитно-банковской системы.
• источники инвестиций и как остановить утечку капитала.
• деятельность Совета по инвестициям при Председателе Государственной Думы Российской Федерации и Консультационного совета по иностранным инвестициям при Правительстве Российской Федерации.

NarСергей Евгеньевич
 Нарышкин
 Председателе Государственной Думы Российской Федерации,
 Председатель Совета по инвестициям

И политики, и эксперты сходятся в том, что привлечение мощных инвестиционных ресурсов возможно в условиях политической стабильности, макроэкономического благополучия и комфортного инвестиционного климата. Главное, что здесь нужно, – последовательность и прозрачность действий, основанные на положениях Конституции и на принципах рыночной экономики, защищенных законодательно.

DmitrievKAКирилл Александрович
 Дмитриев
 Генеральный директор
 Российский фонд прямых инвестиций
 ООО «Управляющая компания РФПИ»

Фонд создан в июне 2011 года по инициативе Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. Управляющая компания РФПИ является 100% дочерним обществом Внешэкономбанка (ВЭБ).
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) – инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Зарезервированный капитал фонда – 10 миллиардов долларов.
Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими в мире институциональными инвесторами – фондами прямых инвестиций, суверенными фондами, а также ведущими отраслевыми компаниями.
С момента основания РФПИ инвестировал $3,8 млрд., из которых более $900 млн. – собственные средства фонда, а $2,9 млрд. вложили соинвесторы.
РФПИ также привлек более $12 млрд. иностранного капитала в российскую экономику, выстроив ряд долгосрочных стратегических партнерств.

MakarovAMАндрей Михайлович
 Макаров
 Председатель Комитета по бюджету и налогам

В сферу компетенции комитета по бюджету и налогам входит предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Государственной Думой законопроектов о федеральном бюджете и бюджетах внебюджетных фондов Российской Федерации, о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, о финансовом контроле, финансовой статистике, о рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики
Затронут вопрос о деоффшоризации российской экономики, о возвращении доходов российских компаний из оффшорных зон путем создания необходимых благоприятных инвестиционных условий внутри страны, в том числе контроля над исполнением законодательства в области налогов и сборов самими налоговыми органами. Не секрет, что для иностранных компаний созданы более благоприятные условия для хозяйствования, чем для отечественного предпринимателя. Есть надежда, что 160 законопроектов непосредственно затрагивающие инвестиционную деятельность, положительно повлияют на инвестиционный климат в Российской Федерации и её партнеров.

KrukMDМихаил Давидович
 Крук
 Заместитель министра регионального развития Российской Федерации

Важным в формировании инвестиционного климата является нормативно-правовая база и эффективность ее применения.
Так, Закон «О государственном стратегическом планировании» закладывает основополагающие принципы развития и координации системы стратегического планирования и управления в РФ. Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планировании.
Создание инструмента «дорожных карт» нацелено на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования, в данном случае инвестиционной и предпринимательской среды.
Требуется законодательное закрепление понятий промпарк, технопарк, «одно окно» и т.п. с целью их стандартизации и единого понимания для инвестора.

NikitinASАндрей Сергеевич
 Никитин
 Генеральный директор Агентства стратегических инициатив

Агентство стратегических инициатив – автономная некоммерческая организация, созданная Правительством РФ для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах.

Всем известно, что в каждом регионе внедряется «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».
К внедрению стандарта присоединились все 85 субъектов федерации, однако только 27 регионов имеют успешную практику его реализации. В их число вошли 01. Республика Башкортостан
02. Республика Бурятия
03. Республика Татарстан
04. Камчатский край
05. Красноярский край
06. Астраханская область
07. Вологодская область
08. Воронежская область
09. Калужская область
10. Кировская область и др. Более подробная информация в «Сборнике лучших практик»

«Бизнес сам оценивает сервис органов государственной власти в отношении создания благоприятного предпринимательского климата в регионе, поэтому только 33 региона из 85 внедрили стандарт».
Все «дорожные карты» вне зависимости от характера объекта картирования, в случае ли внедрения инвестиционного стандарта или улучшения показателей «Doing Business», должны чётко демонстрировать экономический эффект от их выполнения и обосновывать оптимальность предлагаемых альтернатив развития именно с позиций экономической эффективности использования ресурсов в каждой точке принятия решений.
В разработке дорожных карт должны участвовать все профильные министерства, департаменты, госкорпорации, институты развития и особенно представители бизнес сообщества.
Каждому региону Российской Федерации должен присваиваться инвестиционный рейтинг – «Рейтинг национальной привлекательности регионов». Сейчас показатель оценивает качество усилий, которые предпринимает команда губернатора для улучшения инвестиционного климата своего региона. Инвестиционный климат каждого региона оценивается по 52 показателям.

RudrovskMМихаил Рутковский
 Директор Всемирного банка по России

Группа Всемирного банка осуществляет проект «Ведение бизнеса» – «Doing Business», который позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях.
Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась в 2002 году, посвящен деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла Методика исследования «Ведение бизнеса» и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.
В рамках исследования осуществляется сбор и анализ всесторонних количественных данных для сопоставления условий регулирования предпринимательской деятельности между странами и в динамике, тем самым проект «Ведение бизнеса» побуждает страны к более эффективному регулированию, обеспечивает измеримые ориентиры для проведения реформ и служит ресурсом для ученых, журналистов, исследователей из частного сектора и других лиц, интересующихся деловым климатом в каждой стране.
Кроме того, проект «Ведение бизнеса» предлагает развернутые субнациональные доклады, в которых дается исчерпывающий анализ регулирования предпринимательской деятельности и реформ в разных городах и регионах конкретной страны. Эти доклады содержат данные о степени легкости ведения бизнеса, рейтинге каждого региона и о реформах, которые рекомендуется провести для повышения оценки по каждой из тематических категорий, к которым относятся составляемые показатели. Участвующие в исследовании города могут сравнивать действующие у них нормы регулирования предпринимательской деятельности с другими городами страны или региона, а также с городами 189 стран, включенных в рейтинг проекта «Ведение бизнеса».

Основные выводы по России:
• В целом, легче зарегистрировать предприятие, получить разрешение на строительство, подключиться к системе электроснабжения и зарегистрировать собственность в Ульяновске и Саранске.
• Ни один город не превосходит другие по всем показателям. Проще всего зарегистрировать предприятие в Санкт-Петербурге, получить разрешение на строительство в Сургуте, подключиться к системе электроснабжения в Саранске и зарегистрировать собственность в Калуге.
• Низкая стоимость регистрации предприятий, которая в среднем составляет 2,3% от дохода на душу населения, выводит Россию по этому показателю в первую тридцатку стран в мире.
• Регистрация собственности достаточно проста (аналогична среднему значению по странам ОЭСР и требует 5 процедур и 31 день) и не затратная во всех городах России. Средняя стоимость в размере 0,2% от стоимости собственности значительно ниже средней стоимости по ОЭСР, составляющей 4,4% от стоимости собственности.
• Регионы, где последовательно проводятся реформы, остаются на верхних позициях — Казань по-прежнему занимает одно из ведущих мест по показателям «регистрации предприятий» и «регистрации собственности». Иркутск остается в верхней части рейтинга по показателю «регистрации предприятий» и «получение разрешений на строительство».
• Компании по-прежнему сталкиваются с длительными процедурами и высокими издержками, особенно при получении разрешений на строительство и подключении к системе электроснабжения.
Проект финансировался Министерством экономического развития Российской Федерации, 26 регионами-участниками и одним муниципалитетом. Финансовая поддержка предоставлена также Европейским союзом в лице Европейской комиссии. Исследование проведено в сотрудничестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Фондом «Институт экономики города».
Первый доклад “Ведение бизнеса”, опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам. Доклад этого года охватывает 11 наборов показателей по 189 странам. Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов. Изначально определенное назначение проекта остается неизменным: дать объективную основу для понимания и совершенствования систем нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности по всему миру.

makiefvaИрина Владимировна
 Макиева
 Заместитель Председателя ОАО «Внешэкономбанк»

Регионы должны создавать условия, при которых их население не уезжало бы работать в другие более конкурентоспособные по условиям труда и жизни субъекты Федерации, такие как Москва или Санкт-Петербург.

Льготы и иные преференции для инвесторов – не являются основными элементами их привлечения. Инвестиционные площадки из полуразрушенных зданий – также не привлечет инвестора. Жители региона, уровень жизни населения, желание жить и развиваться в родном городе, эффективное взаимоотношение «команда губернатора – команда инвестора» выходят на первое место при принятии решения об инвестировании.

MulyarSNСергей Николаевич
 Муляр
 Советник Министра
 Министерство Российской Федерации
 по развитию Дальнего Востока

Кроме традиционных продуктов поддержки инвестора как налоговые льготы, промышленные площадки, таможенное администрирование, Дальний Восток рассматривается как глобальная площадка в международном посредничестве между Азией и Европой

Анна Алексеевна
 Сысоева
 Департамент взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ
 Министерство экономического развития Российской Федерации

Договор «О Евразийском экономическом союзе», подписанный в г. Астане 29.05.2014, вступает в силу с 1 января 2015 года. Это многостраничный документы, регулирующий все аспекты экономический жизни стран, подписавших документ. Сейчас это – Россия, Казахстан, Белоруссия. Свое желание присоединиться к договору высказали Киргизия и Армения.
Каждый инвестор, предприниматель, изучивший этот документ, может для себя выявить преимущества и недостатки, риски ведения своей деятельности на той или иной территории стран Союза.

Основная резолюция международной конференции:
«Развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности способствует эффективная законодательная база и ее исполнительная система».

 Ссылка на сайт конференции