Индустриальные парки: обзор тенденций в отрасли

Индустриальные парки России: обзор тенденций в отрасли2015 год обещает быть кардинально отличающимся от предыдущих лет, как с точки зрения состава резидентов индустриальных парков, так и изменения источников и стоимости финансирования новых проектов.

В развитии индустриальных парков в Российской Федерации в 2014 наметилось несколько новых тенденций. Под влиянием политических событий 2014 года, которые наложились на бурное развитие в отрасли, произошло расслоение сегмента на уже действующие проекты, в которых количество резидентов росло по планам, согласованным до 2014 года, и на большой объем заявленных проектов, находящихся в стадии проектирования, на специализации которых сказались изменившиеся политические реалии. На развитие отрасли в середине и конце 2014 года влияют сразу несколько негативных факторов: общее ухудшение инвестиционного климата в России, падение цен на нефть, санкции и рост банковских процентных ставок.

Европейская часть Российской Федерации

Региональными властями заявлено более 20 новых проектов индустриальных парков, специализация которых связана с импортозамещением или переработкой продукции агропрома. Среди последних получили известность проекты «Росагромаркет» и «Евродон» в Ростовской области, проект «Магнита» в Краснодаре, агротехнопарки в Иркутской области, аграрный промпарк в Омской области и планы по созданию крупнейших логистических центров, специализирующихся на хранении и переработке сельхозпродукции в Московской области. В Челябинске планируется создание индустриального парка, специализирующегося на производстве продовольственных товаров, аналогичные проекты заявлены более чем в десяти регионах.

Относительно новым трендом стало сосредоточение региональных властей на использовании для организации индустриальных парков инфраструктурных мощностей действующих предприятий, у которых увеличивается объем высвобождающихся площадей. Например, в Липецкой и Ленинградской областях именно так создают индустриальные парки на базе местных предприятий.

Еще одним направлением развития отрасли в европейской части России стало создание кластеров. Помимо сельхозпереработки, кластеры создаются в таких отраслях, как станкостроение (г.Азов), авиастроение (Воронеж, Ульяновск) и инновации (Казань, Москва).

Сибирь и Дальний Восток

Следует отметить, что регионы Сибири и Приморье, в которых было создано до 2014 года лишь 4 индустриальных парка, за последний год заявили о создании целого ряда проектов. Только в Хабаровском крае заявлено о создании индустриальных парков «Дальэнергомаш» и «Авангард», там же рассматриваются еще 5 перспективных промышленных площадок. В целом, на территории Дальнего Востока планируется размещение ТОРов (территорий опережающего развития) и ТОСЭРов (территорий опережающего социально-экономического развития), отличие которых от индустриальных парков заключается в комплексном освоении территории и исключительных налоговых и социальных преференциях.

Планы правительства включают в себя развитие отобранных Минвостокразвитием 20 наиболее подготовленных площадок, с привлечением в проекты более 3 трлн рублей частных инвестиций при условии государственного финансирования развития инфраструктуры площадок в объеме, превышающем 600 млрд рублей. Таким образом, ТОРы и ТОСЭРы дополнят новыми форматами уже существующие Особые Экономические Зоны и индустриальные парки.

Федеральные министерства и ведомства

Усилия Минпромторга в рамках реализации подпрограммы «Индустриальные парки» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в целях оказания господдержки управляющим компаниям индустриальных парков стали заметным фактором в отрасли. Победителям двух конкурсов предоставлены субсидии из средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности индустриальных парков. Кроме того, межведомственной комиссией отобрано 30 проектов, с совокупным объемом субсидий до 1 млрд рублей.

Утвержден национальный стандарт индустриального парка. Росстандарт утвердил для добровольного применения Национальный стандарт РФ ГОСТ «Индустриальные парки. Требования». Стандарт вводится в действие впервые и начнет действовать с 1 сентября 2015 года. Стандарт будет применяться для целей сертификации индустриальных парков.

К 2016 году Минпромторг занесет информацию обо всех индустриальных парках в единую географическую информационную систему индустриальных парков (ГИСИП). Для этих целей был проведен конкурс среди научно-исследовательских работ по разработке технического и финансового обоснования проекта и созданию непосредственно портала.

В конце 2014 Минпромторгом был разработан комплексный проект 4 индустриальных парков в Крыму, размещение которых запланировано в Бахчисарае, Севастополе, Феодосии и Евпатории.

Минрегион в течение всего 2014 года проводил планомерную работу по переучету инвестиционных площадок в регионах и созданию инвестиционных паспортов и карт потенциально привлекательных инвестиционных проектов.

Усилия Минэкономразвития по увеличению инвестиций в Особые экономические Зоны (ОЭЗ) позволяют рассчитывать на создание в них более 200 тысяч рабочих мест, при этом среди ОЭЗ наметился лидер – ОЭЗ «Алабуга», объем инвестиций в которую превысил 71 млрд рублей.

Итоги 2014 года

Несмотря на усиление поддержки проектов, как на федеральном, так и на региональном уровне, создание индустриальных парков и иных форматов развития промышленного сектора сталкивается с большим количеством трудностей, как глобального, так и локального характера.

Отток инвестиций и снижение инвестиционной активности, усилившиеся в 2014 году, ставят федеральные и региональные власти перед необходимостью увеличения государственного финансирования индустриальных проектов. В среднем, по отрасли, создание инфраструктуры в индустриальном парке требует инвестиций в объеме превышающем 1 тыс рублей на квадратный метр территории индустриального парка, что предполагает, объем прямых инвестиций при создании индустриального парка в диапазоне от 5 до 15 млн рублей на 1 га площади индустриального парка, в зависимости от уровня подготовки промышленной площадки. Таким образом, запланированное Минпромторгом субсидирование процентной ставки, размером в 1 млрд рублей, позволит индустриальным паркам получить финансирование на сумму, не превышающую 8 млрд рублей в год, при средних значениях процентных ставок 12-15%. Это позволит обеспечить инфраструктурой меньше 1 тыс га площадей. В дальнейшем, в случае роста процентных ставок, которое стало заметным в конце 2014 года, объем потенциальных инвестиций будет снижаться.

Импортозамещение, на которое стали ориентироваться промышленники, даже при высоких темпах реализации проектов, станет заметным фактором лишь через 2-3 года, после запуска хотя бы части запланированных проектов. Пока не стали значимыми проекты развития индустриальных парков в моногородах, которых в России более 300, хотя, с большой вероятностью, снижение инвестиционной активности обострит необходимость оперативной реиндустриализации таких городов. Индустриальные парки, предлагающие различные форматы площадей и поддержку малого и среднего бизнеса, являются редкостью (Московская область и Татарстан) , хотя их востребованность безусловна. Еще одним трендом 2015 года, начало которого уже ощущается в 2014 году, станет резкое снижение объемов иностранных инвестиций в промышленные проекты на территории России и сокращение удельного веса иностранных резидентов в новых индустриальных проектах.

Вышеперечисленные тенденции позволяют предположить, что новый, 2015 год, обещает быть трудным и насыщенным, кардинально отличающимся от предыдущих лет, как с точки зрения состава потенциальных резидентов индустриальных парков, так и изменения источников и стоимости финансирования новых проектов.

Ссылка на источник