Бизнес не по-детски: почему фабрика «Весна» способствует развитию конкурентов в кировском кластере

Аналитики обещают, что через год объем российского производства игрушек вырастет почти в 3 раза, достигнув $6,5 млрд — и это самый динамичный показатель среди групп товаров для детей. Но не смотря на активное развитие, в «игрушечном» бизнесе назрел ряд проблем. Как их решить, и куда движется игрушечный рынок, «Навигатору» рассказала Ольга Доротюк, генеральный директор ОАО «Весна».dor_1

Сколько сейчас производителей кукол в России? И какую долю рынка занимает ваша компания?

— Сегодня из десятков отечественных предприятий игропрома остались единицы. Есть предприятия, выпускающие куклы в Санкт-Петербурге, Пензе, Иваново. Наше предприятие является лидером в производстве кукол, производя в год свыше миллиона кукол. Оценить статистические данные о занимаемой нами доле российского рынка мы не можем, но по экспертным оценкам — это приблизительно 70%.


Где реализуется большая часть вашей продукции, в Кирове или за его пределами?

— Большая часть продукции 90% реализуется за пределами Кировской области. Поставка игрушек производится в 70 регионов России. Мы постоянно работаем над расширением рынка сбыта, и, например, только за 2012 год у «Весны» появилось 37 новых партнеров. Работают Торговые Дома «Весна» в Орле и Нижнем Новгороде. Благодаря информационным ресурсам приобрести любую игрушку нашей фабрики можно не выходя из дома, набрав адрес Интернет-магазина, а доставку заказа обеспечит Почта России.


Вы когда-нибудь задумывались о выходе на зарубежные рынки? Насколько это реально, и что нужно сделать для этого?

— Мы не только задумываемся об этом, мы уже работаем в этом направлении. Экспортируем продукцию в страны СНГ (Беларусь, Казахстан, Украина) и в зарубежные страны (Канада, Чехия, Литва, Монголия, Израиль). Кроме того, через наших оптовых покупателей куклы расходятся по всему миру, и недавно наших кукол мы неожиданно увидели в магазинах Нью-Йорка.

Для активного выхода на зарубежные рынки детских товаров необходимо изменение таможенных правил и требований по техническому регулированию, совершенствование законодательства в этой сфере и утверждения единых международных правил в рамках Таможенного Союза. Сегодня вопрос государственной поддержки детских товаропроизводителей включен в программный документ, разработанный Ассоциацией индустрии детских товаров «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», в котором предусмотрена, поддержка экспорта особенно инновационно-активных предприятий. Так что наша задача — внедрение инноваций и дальнейшая работа по качеству на соответствие европейским стандартам.


Как сказалось вступление России в ВТО на данном сегменте рынка и на вашем предприятии в частности?

— По экспертным оценкам компании «Гардиент Альфа» выяснилось, что 15% респондентов оценивают вступление в ВТО резко негативно, почти столько же позитивно. Но подавляющее большинство опрошенных, — две трети предпринимателей — утверждают, что на их бизнес в 2012 году это никак не повлияло и вряд ли существенно скажется на них в обозримом будущем.

Что касается нас, то этот шаг не изменил ситуацию кардинально, поскольку компания «Весна» работает в условиях жесткой международной конкуренции уже на протяжении 20 лет. Не могу сказать, что сильно изменился рынок: на нем как и прежде наблюдается засилье товаров из стран Юго-Восточной Азии. Тем не менее, новые условия подстегивают нас к более и интенсивному развитию.


Но у вступления в ВТО есть и другая сторона. Ожидаете ли вы положительных изменений?

— Сегодня слабо развита сырьевая инфраструктура для производства игрушки на территории России, мы находимся в сильной зависимости от иностранных поставщиков сырья. Программа по вхождению России в ВТО предусматривает снижение таможенных пошлин на текстиль, полимерные материалы, что положительно скажется на снижении себестоимости товара и эффективности производства.


По некоторым данным, доля игрушек китайского производства на мировом рынке составляет 75%. Как удается с ним конкурировать?

— На российском рынке около 20% занимают европейские товары, 15-18% отводится на российские игрушки, а все остальное — производство азиатских стран. По статистике, очень большая доля товаров, которые поступают на российский рынок из Китая, недостаточно безопасна и качественна. Наше конкурентное преимущество, от которого мы никогда не отступим — это безопасность выпускаемой продукции. Для этого на предприятии действует трехступенчатая система контроля качества. Входной контроль обеспечивает использование исключительно сертифицированного сырья и материалов. Чистота производственного процесса контролируется силами специалистов лаборатории предприятия. Сертификацию готовой продукции осуществляют сторонние лаборатории. Кроме того, ежегодно мы проходим инспекционный контроль ассортимента и специальный контроль производственных процессов.

К счастью, сегодня мы можем говорить о заметном росте культуры потребления и компетентности российских родителей. Наш покупатель в числе важнейших требований к детской продукции, называет высокое качество. Выбор делается в пользу качества и безопасности игрушки, а не её дешевой цены.


Какие тенденции наблюдаются на рынке игрушек в России? Как меняется спрос, предпочтения покупателей, ассортимент игрушек?

— Несмотря на то, что по рынок детских товаров на сегодня один из перспективных и динамично развивающихся потребительских сегментов, начиная с 2012 года, наметится тенденция постепенного замедления темпов роста рынка, и в перспективе рынок будет развиваться умеренными темпами, причем более высокие темпы роста потребления детских товаров прогнозируются в регионах. Так что наша задача корректировать объемы производимой продукции, ее ассортимента и расширять географию своего присутствия и быстро реагировать на изменяющийся спрос.

Закономерно, что с изменением технологий стал увеличиваться спрос на интерактивные, электронные игры, но в то же время отмечается несколько удивительная тенденция — родители, чтобы оградить детей от разрастающегося цифрового пространства стали больше уделять внимания классическим оффлайн играм — от настольных игр до мягких игрушек.


К слову об электронных играх: вы ощущаете конкуренцию с их стороны? Например, продажи кукол «Барби» по всему миру начали падать из-за того, что дети все больше играют в электронные игры.

— Я бы так не сказала, что спрос на Барби снижается, он достаточно стабилен вот уже на протяжении 50 лет. Но подъемы и спады продаж — это естественный процесс, он наблюдается в любом бизнесе, и бренд Барби не исключение. Бывают удачные выходы товара, которые значительно повышают спрос, и наоборот, выход некоторых товарных новинок не дает ожидаемого эффекта. Два направления — классические игры и электронные — могут безконфликтно существовать вместе, и конкуренция здесь развивается только внутри каждого сегмента отдельно. Мы же понимаем, что для гармоничного становления ребенка необходимы различные формы его развития.


Компания «Весна» является инициатором создания кластера производителей детских товаров в Кирове. Что он дает и как продвигается его создание?

— В соответствии со Стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 год в Кировской области разрабатывается проект создания научно-технического центра «Игроград». НТЦ «Игроград» планируется создать в форме технопарка на административно-производственной площадке, которая располагается по адресу: г. Киров, ул. Народная, д. 28. Разработка этого проекта поручена ОАО «Корпорация развития Кировской области». В данный момент в идет обсуждение и доработка некоторых позиций бизнес-плана научно-технического центра, для обеспечения эффективной работы НТЦ «Игроград». Окончательный список арендаторов ещё не сформирован, но есть уже порядка 10 желающих войти на эту территорию.

Кластер создается с целью объединить усилия игроков рынка, дать им стимул для дальнейшего развития. В рамках поддержки производителей предполагается выделение субсидий на создание инновационной инфраструктуры предприятий на модернизацию, технологическое перевооружение, сезонную закупку сырья и пр.


Какие перспективы у производства игрушек в Кировской области? Как вы считаете, будут ли появляться новые производства в регионе, и что этому могло бы способствовать?

— Если говорить о компании «Весна», то планы у нас грандиозные. Мы хотим достичь более высокого уровня своего развития — это создание инновационной игрушки с использованием современных электронных устройств, а также развитие наших классических кукол, потому что спрос есть и на те, и на другие товары.

Условия для появления новых производств прорабатываются сейчас исходя из потребностей и задач, которые стоят перед отраслью. Совсем недавно на федеральном уровне была принята Стратегия развития индустрии детских товаров, в которой предложен проект развития до 2030 года. Существует пессимистичный и оптимистичный прогноз по данной стратегии, но ожидаемый эффект — это увеличение к 2020 году доли российских товаров для детей на рынке до 45%.


Ольга Юрьевна Доротюк, генеральный директор ОАО «Весна»

Дата рождения

20.04.1971

Образование:

Пермский государственный фармацевтический институт, в 2001 году получила второе высшее образование по специальности экономист в ВятГУ.

Карьера:

1996 г. — ОАО «Весна», менеджер по внешнеэкономической деятельности, затем была назначена начальником отдела продаж, работала коммерческим директором предприятия

С 2005 г. — генеральный директор ОАО «Весна»

С 2006 г. — председатель совета директоров ОАО «Радуга»

Наталья Эткеева

www.navigator-kirov.ru