Агентство стратегических инициатив подготовило лучшие «рецепты» привлечения инвестиций в регионы

Успешные практикиНа совещании у Министра регионального развития Российской Федерации Игоря Слюняева Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило сборник успешных практик внедрения регионального инвестиционного Стандарта Документ в формате Adobe PDF.

Сборник был подготовлен на основе результатов внедрения ИнвестСтандарта в субъектах Российской Федерации в 2013 году. В него вошли примеры наиболее эффективного взаимодействия региональных властей с инвесторами, отобранные по результатам оценки самого бизнес-сообщества.

Заместитель директора по развитию приоритетных программ АСИ Вера Адаева подчеркнула, что свод лучших практик внедрения Стандарта нужен, прежде всего, для того, чтобы сориентировать представителей региональных органов власти и экспертных групп из числа предпринимателей, какие из механизмов и при каких условиях работают лучше всего.

Региональный инвестиционный стандарт включает 15 разделов. Анализ практики его внедрения в 2013 году позволил отобрать по 3 успешных примера по 14 разделам, а по разделу «Инвестиционная стратегия региона» – 9.

«Были выделены не лучшие из стратегий (ведь все регионы уникальны, поэтому и стратегия у каждого должна быть своя), а лучшие практики исполнения отдельных блоков. Например, насколько четко сформулированы инвестиционные приоритеты региона и определены цели стратегии, есть ли видение результатов и соотнесен ли с ними план мероприятий», – пояснила Вера Адаева.

Руководитель управления инвестиционных стандартов АСИ Евгений Подшивалов рассказал о работе экспертных групп, которые осуществляли оценку внедрения ИнвестСтандарта.

На данный момент Агентство стратегических инициатив подтвердило внедрение всех требований Стандарта в 19 субъектах Российской Федерации (включая пилотные). 12 основных требований, входящих в перечень показателей для оценки эффективности деятельности глав регионов, внедрены в 29 субъектах Российской Федерации (включая пилотные).

При этом выполнение требований Стандарта не заканчивается фактом получения положительной оценки от Экспертных групп, Минрегиона России или положительного итогового подтверждения от Агентства. Ключевая задача состоит в том, чтобы созданные инструменты улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности региона работали, и работали эффективно. И это задача, которая решается в рамках дальнейшего мониторинга результатов.

Татьяна Розанова, руководитель экспертной группы Калужской области:

 «Нередко, в рамках мониторинга, рассматривая выполнение того или иного пункта Стандарта, мы не давали положительного заключения. Но хочу подчеркнуть, что это было обоюдное согласие сторон, никто ни на кого не давил, не принуждал нас отчитаться перед АСИ о выполнении мероприятия. К примеру, так было с оценкой механизма профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной Стратегии региона и потребности в кадрах. Замечания экспертов были приняты, и механизм был доработан.

Или доработки потребовал пункт «Наличие канала прямой связи инвестора и руководства субъекта для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов». Оценивая исполнение этого пункта, мы выяснили: интернет-приемная действует, инвестор может туда обратиться со своей проблемой, но сроками ответов – неразбериха. Если сообщение губернатору, то ответ будет в течение двух недель, а если – в региональное министерство, то не меньше месяца. Вместе с представителями органов власти мы разобрались, почему так происходит, в итоге ситуация была исправлена. Сейчас у нас этот пункт на постоянном контроле». 

Алексей Гончаров, руководитель Экспертной группы Ярославской области:

«Мы часто встречаемся с представителями региональных властей, проводим мозговые штурмы и стратегические сессии, чтобы выработать единый подход. Это дорога с двусторонним движением: бизнес должен понимать позицию чиновников, а они, в свою очередь, – могли посмотреть на исполнение требований Стандарта с точки зрения бизнес-сообщества и реальных потребностей инвесторов. Взять, например, поиск, анализ и внедрение лучших практик улучшения инвестиционного климата. У нас этим занимаются как члены экспертной группы, так и чиновники, непосредственно отвечающие за привлечение инвестиций в регион. Далее на площадке экспертной группы происходит обсуждение, что и как можно внедрить в работу органов исполнительной власти. И это дает положительные результаты. Мы не рассматриваем себя как контрольный или надзорный орган, но нам, как предпринимателям, важно знать, что происходит».

 В сборник вошли лучшие практики из 27 регионов:

  1. Республика Башкортостан
  2. Республика Бурятия
  3. Республика Татарстан
  4. Камчатский край
  5. Красноярский край
  6. Астраханская область
  7. Вологодская область
  8. Воронежская область
  9. Калужская область
  10. Кировская область
  11. Костромская область
  12. Ленинградская область
  13. Липецкая область
  14. Магаданская область
  15. Новосибирская область
  16. Оренбургская область
  17. Пензенская область
  18. Псковская область
  19. Саратовская область
  20. Свердловская область
  21. Смоленская область
  22. Тамбовская область
  23. Тульская область
  24. Тюменская область
  25. Ульяновская область
  26. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  27. Ямало-Ненецкий автономный округ