Парки и государство

020_expert-sibir_46_jpg_300x200_crop_q70Судьба индустриально-парко­вых проектов стала предметом обсуждения участников форума InPark, который уже в третий раз проходит в Новосибирске. Специфика мероприятия в том, что под одной крышей собираются представители всех сторон, заинтересованных в развитии индустриальных парков. Это бизнес, то есть реальные или потенциальные резиденты. Это региональная власть, создающая условия для привлечения инвестиций и эффективной работы бизнеса. И это управляющие компании, от клиентоориентированности и расторопности которых зависит качество резидентов, срок реализации их проектов и готовность бизнеса работать с учетом долгосрочной перспективы. «Индустриальный парк — это хорошая форма создания новых точек экономического роста, что позволяет концентрировать ресурсы по разным направлениям экономики. То, что промышленно-логистические парки создаются при финансовом участии государства, дает возможность бизнесу удешевить стартовые вложения в проект. Создание инфраструктуры, которое берет на себя государство, — это слишком большие затраты. Невозможно бизнесу без власти реализовать такие проекты», — заявил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Впрочем, рынок ждет еще большего участия бюджетов всех уровней в развитии сибирских индустриальных парков.

Лидер

По данным компании Ernst&Young, в России насчитывается 239 индустриальных парков в той или иной степени готовности. Ассоциация индустриальных парков дает другие цифры: 36 — действующие и 44 — проектируемые. Средняя заполняемость — 59%. Практически в каждом регионе Сибири строится один или несколько индустриальных парков. В СФО насчитывается не менее 18 проектов. Как правило, крупные проекты реализуются по типу гринфилд (greenfield), то есть в «чистом поле», средние по масштабам проекты обычно создаются на базе старых промышленных зон, то есть по типу браунфилд (brownfield). «России есть куда стремиться. Например, в Германии между Дюссельдорфом и Кельном расположено 55 индустриальных парков. А города эти находятся друг от друга на расстоянии менее 50 километров. Иностранные компании с большим интересом смотрят на возможность организации своего производства на территории таких парков — как европейской части страны, так и за Уралом. Мы это видим на примере наших немецких и японских партнеров», — говорит председатель комитета по промышленному строительству Ассоциации индустриальных парков (Москва) Антон Калин.

Самым успешным проектом в Сибири эксперты в один голос называют Промышленно-логистический парк (ПЛП) Новосибирской области. Это еще и самый большой индустриальный парк за Уралом. Его площадь — две тысячи гектаров. На разной стадии реализации здесь находится 24 инвестиционных проекта, создана инженерно-транспортная инфраструктура. Статус резидента ПЛП присвоен 15 компаниям, специализирующимся на логистике, производстве продуктов питания и строительных материалов. Бюджетные вложения в инфраструктуру — порядка трех миллиардов руб­лей при 17 млрд руб­лей заявленных бизнесом инвестиций. На период строительства земельные участки, на которых ведутся работы, сдаются инвесторам в аренду с правом последующего выкупа. Стоимость аренды — 710 тысяч за гектар в год без НДС, стоимость выкупа — 7,1 млн руб­лей.

Одновременно в Новосибирской области реализуется еще два парковых проекта: технопарк новосибирского Академгородка и биотехнопарк в наукограде Кольцово. «По каждому из парков действует целевая программа областного правительства, объединяющая ресурсы для комплексного развития этих площадок. Мы намерены расширять применение механизмов государственно-частного партнерства, так как это наиболее эффективный инструмент в условиях ограниченного бюджетного финансирования», — объясняет министр экономического развития Новосибирской области Галина Бабкина. В технопарке новосибирского Академгородка работает более 250 компаний-резидентов, чья деятельность связана с информационными и телекоммуникационными технологиями. Их выручка в прошлом году составила 12 млрд руб­лей. Они осуществляют реализацию 660 инновационных проектов.

Банки за якорь

Наличие инженерно-транспортной инфраструктуры в индустриальных парках снимает в глазах банка ряд рисков с потенциальных инвестиционных проектов. Резидентам ПЛП банкиры готовы давать деньги.

mezhdunarodnyi_forum_industrialno-parkovyh_proektov_inpark

Почему банкам нравятся индустриальные парки? Потому что резиденту необходимы инвестиции только в размере организации его производства. Ему не нужно вкладываться в коммуникации. Зная это, банк заинтересован в его финансировании. Нам понятны его затраты, сроки строительства и запуска производства, — рассказывает управляющий сибирским филиалом Промсвязьбанка Константин Каменщиков. — И тем не менее, сами проекты создания ПЛП в глазах банкира сегодня имеют ряд рисков. В частности, мы видим секвестирование бюджетов, что вводит ПЛП в зону неопределенности».

Аутсайдер

Самым провальным проектом индустриального парка в Сибири считается «Могойтуй». Он стартовал в 2006 году на территории Агинского Бурятского автономного округа, который через год стал частью Забайкальского края. Изначально планировалось на площади 450 га разместить около 40 предприятий с годовым объемом производства свыше 10 млрд руб­лей и создать до пяти тысяч рабочих мест. Близость к китайской границе определила инвесторов — китайские предприниматели. Но после того как автономный округ стал частью нового субъекта федерации, для частных инвесторов изменились условия их участия, и те вышли из проекта. «На момент создания «Могойтуй» обладал рядом налоговых преференций, что делало его привлекательным для бизнеса. Предполагалось, что его резидентами станет около сорока китайских компаний, с которыми были заключены соглашения. Однако после сдачи объекта в эксплуатацию китайские партнеры нас подвели», — сетует представитель министерства экономического развития Забайкальского края Сергей Климович. По его словам, площади индустриального парка «Могойтуй» сегодня заняты лишь на 20 процентов. Здесь работают шесть предприятий, при этом создана необходимая инженерная инфраструктура и построены производственные цеха площадью от одной до трех тысяч квадратных метров. «К сожалению, проект оказался не очень удачным. И дело не только в отказе от вхождения в него наших китайских партнеров, но и из-за дорогих энергоресурсов», — объясняет Климович. Сейчас власти края приняли решение о строительстве еще одного индустриального парка — в Краснокаменске. Город этот также находится недалеко от границы, но, в отличие от «Могойтуя», там дешевые энергоресурсы, которые генерирует Приаргунское производственное горно-химическое объединение, входящее в структуру Росатома. Но и от «Могойтуя» краевые власти отказываться пока не собираются. Правда, как привлечь туда инвесторов, чиновники пока не понимают. Сейчас все объекты «Могойтуя» находятся в стопроцентной собственности государства.

Нужны условия

Пример забайкальского «Могойтуя», когда правила игры совершенно неожиданно для бизнеса были изменены, причем самым невыгодным для него образом, — это то, чего особенно боятся инвесторы, будь они местные или иностранные. «Роль государства в процессе привлечения инвестиций в регион чрезвычайно велика, более того, она определяющая. Инвестор должен осознавать не только риски, связанные с развитием рынка, на котором работает, но те, что возникают при взаимодействии с органами регио­нальной власти, — говорит заместитель генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем» (Москва) Татьяна Секлецова. — Важна прозрачность всех административных процедур органов государственной власти, с которыми имеет дело инвестор. Даже от низового чиновника может зависеть судьба многомиллиардного проекта». Статистика говорит о том, что до 70 процентов от всех инициированных инвестором проектов прекращаются на начальной стадии. Причин у этого явления, как правило, две: низкое качество подготовки предпроектной документации и трудности в общении инвестора с органами исполнительной власти региона.

Успех индустриального парка на любой территории зависит от уровня взаимодействия государства, как инициатора создания парка, и бизнеса, его резидента, — объясняют эксперты. «Это возможно только в том случае, если государство и бизнес станут партнерами; когда государство готово разделить с инвестором не только выгоды, но и риски от проекта. Там, где это есть, индустриальные парки активно развиваются. Например, Калужская область, где создано десять индустриальных парков со всей инфраструктурой», — замечает Татьяна Секлецова.

А приемы борьбы региональных властей за инвестора, как правило, такие: обеспечение государственного финансирования инфраструктуры, в том числе за счет привлечения средств из федерального бюджета, предоставление налоговых льгот (на прибыль, имущество, землю и транспорт) и государственных гарантий, разработка проектной документации.

«Когда площадка ПЛП только создавалась, инвесторов интересовало лишь наличие инфраструктуры и возможности по созданию производства, а взаимодействие с администрацией отодвигалось на второй план. Но после того как инфраструктура была создана, акценты изменились: теперь для них главный вопрос — административное сопровождение инвестиционного проекта», — рассказывает генеральный директор новосибирского Агентства инвестиционного развития (АИР) Виктор Балала. Сегодня АИР берет на себя весь процесс согласования инвестиционных проектов с государственными органами, заботится о получении бизнесом всех необходимых разрешительных документов. «Это процедура одного окна. Удобно и быстро. К примеру, если не нужно проводить процедуру межевания земельного участка, все документы могут быть «запущены» в течение месяца», — гордо улыбается Балала. В перспективе АИР готовится оказывать инвесторам еще и инжиниринговые услуги и финансово-экономический консалтинг.

Больше государства

Председатель правления РОО «Объединение выпускников президентской и губернаторской программ подготовки управленческих кадров Алтайского края»Евгений Русин считает, что роль государства в создании новых промышленно-логистических производств должна быть еще больше. «Государство пытается заниматься восстановительной экономикой. Это хорошо и правильно, но при имеющихся у государства ресурсах оно могло бы это делать активнее, вкладывая не только в инфраструктуру, но и в новые предприятия. Например, понимая, что крестьянин никогда не будет строить завод по выпуску комбайнов, государство могло бы построить его за свой счет, а потом передать его в частные руки, либо в лизинг, либо просто приватизировав», — делится свои взглядом на роль государства в создании новых производств Евгений Русин.

Впрочем, далеко не все бизнесмены и эксперты согласны с расширением участия государства в делах индустриальных парках. Например, для «Союза транспорт­ников, экспедиторов и логистов Сибири» (СТЭЛС) вполне достаточно, если государство сохранит за собой роль регулятора рынка и создателя необходимой для парков инфраструктуры. «Четыре компании, входящие в наш союз, готовы создавать свои небольшие логистические комплексы в районе Иня Восточная. Реализация этого проекта стоимостью 327,5 млн руб­лей возможна на принципах ПЛП. Нужно сформировать рабочую группу для более детальной проработки проекта. Предварительно с АИР мы разговаривали, свой интерес они подтвердили», — говорит президент СТЭЛС Сергей Максимов.

Источник: expert.ru