Как поможет отрасли инфраструктурное меню?
?В первой половине 2021 года власти предложили инвесторам и властям регионов так называемое инфраструктурное меню — перечень инструментов и возможностей государственной поддержки в отрасли. Среди них оказались и новые: например, инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации и средства ФНБ для коммунальной сферы.
?Сколько дополнительных средств они могут принести инфраструктуре в ближайшие два-три года? Какие новые инструменты заработают быстрее всего? Что может сдержать или, наоборот, ускорить запуск проектов?
?В правительстве прогнозируют, что входящие в состав инфраструктурного меню инструменты могут принести отрасли 2,4 трлн руб. бюджетных средств. Но сроки поступления этих инвестиций сильно размыты, а в некоторых случаях учитываются уже действующие возможности привлечения финансирования.
?Исходя из особенностей запуска новых инструментов, мы полагаем, что в 2022-2023 годах приток дополнительных бюджетных средств в отрасль от инфраструктурного меню не превысит 250-350 млрд руб. в год., что соответствует увеличению на 10-15%. Для сравнения, в 2020 году рост вложений составил около 270 млрд руб. (13%). Объем средств, направляемых в инфраструктуру, может вырасти сильнее после 2024 года в случае успешной «отладки» большинства инструментов.
?Из новых способов поддержки инициатив наиболее оперативно распределили средства в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов: свыше 480 млрд руб. для более чем 220 проектов в 81 регионе. Чаще всего средства направляли на комплексное развитие территорий и создание социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в рамках проектов жилищного строительства. На втором месте были проекты из коммунальной и транспортной отраслей. За счет инфраструктурных бюджетных кредитов можно финансировать также госучастие в концессиях, однако среди крупных инициатив примеров пока мало.
?В рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» (объемом 14 млрд руб. на 2022-2024 годы) государство в основном планирует субсидировать купонную ставку для инфраструктурных облигаций, выпущенных одноименным СОПФ. Привлеченные в ходе эмиссий средства пойдут на финансирование инфраструктурных проектов в субъектах федерации, причем последние должны дать гарантию возврата денег. Это требование пока приводит к тому, что за запуск инфраструктурных инициатив с применением инструмента берутся организации, напрямую подконтрольные регионам. На наш взгляд, с большим успехом публичная сторона могла бы разделить финансовые риски с частной, запустив проекты в рамках концессионных или ГЧП-соглашений.
?Пилотными регионами, где реализуют проекты за счет средств от выпуска инфраструктурных облигаций, стали Челябинская, Тюменская и Тульская области. Для них утвердили займы суммарным объемом 6,2 млрд руб.: 1,7 млрд руб., 0,7 млрд руб. и 3,7 млрд руб. соответственно. Объем направленных в инфраструктуру через облигации средств пока невелик: менее 0,2% ежегодных бюджетных вложений в отрасль. В 2022-2023 годах он может вырасти до 0,5-0,7%.
?В 2021 году было объявлено, что Фонд национального благосостояния профинансирует на возвратной основе проекты в жилищно-коммунальной сфере на 150 млрд руб. до 2024 года. Но пока поступлению средств в отрасль с помощью этого инструмента мешает малый объем готовых к реализации проектов (менее 50 млрд руб. из 600 млрд руб. предложенных) и отсутствие нормативной базы: правила финансирования инициатив должны были утвердить постановлением правительства до 1 декабря, но этого не произошло.