Индустриальные парки (часть первая) – Территория малого бизнеса

1376500691_1

Индустриальные парки шагают по стране

Интерес к созданию индустриальных парков активно стимулируется властями всех уровней, справедливо рассматривающими их как один из важных инструментов содействия новым промышленным предприятиям и ускорения реиндустриализации территорий. Бюджетные вливания в промышленную инфраструктуру осуществляются как через институты развития  (ВЭБ), так и через государственные программы.

В России есть примеры частных индустриальных парков. В большинстве своем это реально действующие объекты. Вместе с тем значительно большую часть индустриальных парков составляют государственные региональные парки. Бюджетные промышленные парки создаются на средства субъекта РФ с использованием заемных средств, разнообразных схем частно-государственного партнерства, с привлечением естественных монополий. Резиденты таких индустриальных парков зачастую пользуются налоговыми льготами и преференциями от региональных администраций.  Таким образом, организованные промышленные территории стали государственной формой стимулирования размещения производственного бизнеса в регионах.

На сегодняшний день заявлено о создании около 300 промышленных парков. Однако значительное число проектов так и не вышло на стадию практической реализации. По нашей оценке, лишь пятая часть объявленных индустриальных парков реально готова размещать резидентов или приступила к строительству инфраструктуры.

Создание и развитие промышленного парка связано с преодолением двух, иногда взаимосвязанных, вызовов: привлечение ресурсов для инфраструктурной подготовки площадки и привлечение резидентов. Инвестиции в парк требуют обоснованного и подтвержденного объема спроса на его услуги, а для подтверждения спроса необходимы гарантии реализации проекта парка. Как девелопер, так  и потенциальные резиденты хотят быть уверены в реальном инженерно-транспортном обустройстве площадок.

Малый бизнес дает окно возможностей

Спрос на услуги промпарков формируют преимущественно крупные производственные компании и логистические операторы. Вероятность успеха проекта парка связывают с наличием или отсутствием так называемых крупных «якорных» резидентов, обеспечивающих существование промпарка на начальном периоде.  Развитие промпарков зависит от разрешения большого числа вопросов административного характера, и крупному бизнесу легче договариваться с властью. Впрочем, и власть лучше внимает потребностям крупного бизнеса, осознавая положительное влияние успешности реализации крупных инвестиционных проектов.

Вследствие такого подхода основная масса промпарков предлагает продукты, ориентированные в первую очередь на крупный бизнес. Как правило, это земля с подведенными коммуникациями, прозрачными затратами на технологическое присоединение и полностью разрешенными вопросами собственности.

Вместе с тем привлечение крупных компаний не единственный рецепт развития промышленных площадок. В регионах есть хорошие примеры, подтверждающие правоту этих слов. Ряд площадок Татарстана (технополис «Химград», Камский индустриальный парк «Мастер», индустриальный парк «Камские Поляны»), Московской области (индустриальный парк «Озёры»), Ярославской области (Переславский технопарк, Тутаевский промышленный парк «Мастер») развиваются с фокусом на малый и средний бизнес (МСБ).

Однако продукт, потребляемый небольшими компаниями, другой. Преимущественно привлекательна не инфраструктурно подготовленная земля, а готовая производственная площадь, обеспеченная электричеством, водой, отоплением.

Дополнительным мотивом для фокуса на МСБ является другой характер конкуренции для промпарка и большая диверсификация рисков девелопера. Конкуренция за малый бизнес среди площадок осуществляется на локальном уровне, в то время как новые крупные производства на предпроектной стадии сравнительно просто переключаются от региона к региону и промышленная площадка конкурирует в межрегиональном пространстве.